Метод проектов – это комплексная деятельность, участники которой автоматически без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ученику обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе.
Метод проектов затрагивает почти все стороны педагогической деятельности, позволяет в полной мере раскрыться талантам и способностям учеников. Проектный метод в образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Тем не менее проектное обучение не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения.
Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача преподавателя научить обучающегося планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
Цели проектной деятельности.
Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. Развитие исследовательских умений.
Принципы организации проектной деятельности.
Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:
проект должен быть посильным для выполнения;
создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку), вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
обеспечить руководство проектом со стороны педагогов обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Придерживаясь алгоритму: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация, участники проекта последовательно придут к поставленной цели. Обобщение проекта оформляется в форме Портфолио.
Работа по проекту является исследовательской.
Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
Требования к оформлению
Проектная деятельность завершается реальным, осязаемым результатом, который:
- оформляется тем или иным способом (альбом, сборник, реферат, путеводитель, план-карта, постер, фильм, выставка, праздник и др.);
- публично защищается (презентуется);
- должен быть реализован на практике или использован в дальнейшей работе образовательного учреждения;
- представлен по необходимости в напечатанном виде, с приложением дискеты, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы;
- оформлен с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, унификация шрифтов, единый стиль);
- рассчитан на взыскательное читательское или зрительское восприятие;
- содержит справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски, выполненные в соответствии с принятыми стандартами).