Сайт преподавателя-
организатора ОБЖ
Митяева Игоря Ивановича
Меню сайта
Наш опрос
|
Внеаудиторная работа
Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?
Квинтилиан
Приступая к изучению новой для него учебной дисциплины каждый студент имеет о ней свое личное мнение, которое формируется под влиянием разнообразных факторов и может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Уже на первых занятиях возникает невольное желание убедиться в своих мыслях. В связи с этим важное значение в формировании взглядов на учебную дисциплину имеет вступительная лекция, на которой характеризуется содержание и место материала данной дисциплины в общей системе знаний. Задавая вопросы на перерывах студенты стремятся уточнить и глубже понять роль и место дисциплины. Преподаватель должен это хорошо сознавать, правдиво, глубоко и по сути отвечать на вопросы. От того, как поведет себя при этом преподаватель, зависит отношения студентов как к учебной дисциплине, так и к самому преподавателю. Известно, что в значительной мере любовь или, наоборот, пренебрежение к учебной дисциплине определяет лицо педагога, который ее преподает. Большое значение здесь имеет педагогическое мастерство, которое в полной мере проявляется во время проведения занятий. Вместе с тем, важную роль играет и поведение преподавателя во внеучебное время. В первую очередь, даже самый факт неофициального общения педагога со студентами, оказывает на последних большое воспитательное влияние. Вместе с тем с этим нельзя забывать и о завоевание делового авторитета. Полные, правдивые, глубокие ответы на вопрос, заинтересованность в делах студентов и уважительное отношение к ним, любовь к материалу, который преподается– прямой путь к завоеванию первоначального авторитета. С течением времени характер вопросов изменяется. Интересуются разнообразными деталями, способами доказательства тех или других положений, особенностями проведения экспериментов и т.п. Естественно, преподаватель должен давать на все эти вопросы глубокие и исчерпывающие ответы. Однако нужно постепенно, не обижая любознательности студентов, взять в свои руки инициативу проведения таких бесед. К этому нужно специально готовиться, продумать те вопросы, которые необходимо задать студентам, их возможную реакцию и, самым главным, четко определиться с целевым направлением своих вопросов. Поставленная при этом цель может быть разнообразной:
Вопросы, которые задаются преподавателем, не должны относиться к конкретному обучающемуся, хотя бы в малой степени затрагивая его права и задевая интересы, носить характер контроля знаний. Одной из наиболее приемлемых форм выяснения вопросов, которые интересуют преподавателя, является условная форма обращения. Например: " Не считаете ли Вы, что материал, вынесенный на предыдущее групповое занятие, слишком простой и его следует усложнить?" После этого, если студенты считают, что материал можно было бы усложнить, можно задать вопроса о том, которой конкретно материал лучше бы вынести на занятие. Ответы на такие вопросы дадут богатый материал для размышлений преподавателя, позволят оперативно реагировать на вопросы студентов, учитывать уровень их подготовленности и благодаря этому поднять эффективность обучения. Прежде всего, проводя внеаудиторную работу, преподаватель должен хорошо понимать, что именно здесь наиболее ярко проявляются его личные качества и особенности. Поэтому, нужно тщательно контролировать свое поведение, используя достоинства и не проявляя отрицательные черты своего характера. Важнейшим элементом внеаудиторной работы являются индивидуальные консультации, существо и особенности которых требуют отдельного рассмотрения. Коллективные консультации проводятся тогда, когда вопросы возникают одновременно у многих студентов и они обращаются с просьбой провести консультацию. Чаще всего такие консультации проводит ведущий преподаватель, тот, который читает лекции. Однако в некоторых случаях такие консультации могут проводить и рядовые преподаватели, которые проводят групповые и лабораторные занятия. Предварительно, к началу консультации, необходимо хорошо понять, что вызвало осложнение в освоении материала. Причины могут быть очень разные – от ошибок лектора и ошибок в учебных пособиях. Только выяснив причину возникших трудностей, преподаватель способен сжато, но с достаточной глубиной и детализацией дать ответы на поставленные вопросы. К сожалению, бывают случаи, когда, не понимая причин возникновения трудности при изучении материала, преподаватель на консультации тратит много времени на то, чтобы разъяснить уже известный студентам материал. Расходуется лишнее время, внимание и интерес аудитории падает, эффективность консультации снижается. Начинающему преподавателю при проведении коллективных консультаций необходимо иметь в виду, что он в определенной мере выполняет функцию лектора. Это накладывает на него большую ответственность, в особенности, когда такая консультация проводится им впервые. Поэтому полезно не только выявить причины, которые привели к необходимости проведения коллективной консультации, но и составить себе тезиса выступления. Это сделает консультацию более целенаправленной и результативной. Внеаудиторная работа преподавателя тесно связанная с непосредственным проведением занятий по расписанию и является их естественным продолжением и развитием. Важным компонентом здесь выступает самостоятельная работа студентов над учебным материалом. Преподаватель обязан умело организовать самостоятельную работу, контролировать ее качество в процессе проведения плановых занятий и активно помогать тем, кто отстает, в внеаудиторное время при самостоятельном освоении материала. Деятельность как преподавателя, так и обучающихся, при непосредственном проведении занятий является центральным компонентом процесса приобретения знаний и умений. На втором месте стоит самостоятельная работа по освоению учебного материала. Внеаудиторная работа преподавателя выступает как вспомогательный, обеспечивающий компонент этой триады. Вместе с тем не следует относиться к внеаудиторной работе, как к чему-то второстепенному и несущественному. Главная особенность работы этого вида состоит в высокой степени ее индивидуализации. Хорошо известно, что индивидуализация обучения – один из наиболее эффективных средств повышения его качества. Поэтому, пренебрегая внеаудиторной работой, преподаватель лишает себя мощных средств влияния на обучающихся. Соотношение аудиторной и внеаудиторной работы должно быть хорошо сбалансировано с учетом особенностей материала, который изучается, уровня подготовки, степени мотивации студентов. Как правило, на первых курсах обучения внеаудиторной работе преподаватели уделяют очень много внимания. Их усилия направлены на повышение качества усвоения учебного материала, выработку умений и навыков самостоятельного освоения материала при изучении учебной литературы. На старших курсах внеаудиторная работа приобретает другой характер. Больше внимания отводится глубокому усвоению не только программного материала, но и приобретению знаний, которые выходят за его пределы, развитию самостоятельного мышления, привитию навыков критического анализа, умению работать с научной литературой и т.п. Как пренебрежение, так и лишнее увлечение внеаудиторною работой одинаково вредно. Видно, единым критерием сбалансированности разнообразных видов деятельности преподавателя может быть мнение студентов, который высказывается в личных беседах, на собрании, в результате проведения анкетирования. Поэтому весьма важно, чтобы преподаватель систематически изучал пожелания и запросы обучающихся, анализировал их и делал для себя соответствующие выводы. Таким образом, по мере приобретения педагогического опыта преподаватель наглядно убеждается, что внеаудиторная работа - мощное средство индивидуализации и интенсификации обучения и, в особенности, воспитательного воздействия на обучающихся. |
Поиск
Календарь
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||